Статьи о Франции
Затеряться в Париже
Отправляясь в Париж, который, несомненно, «стоит мессы»,
я позволил себе осторожно отнестись к заманчивому лозунгу турфирмы «Париж
всегда Париж». Хочу оговориться, что прелести ночной жизни в районе
Пигаль, канкан в
Оставалась плановая обзорная экскурсия, «укладывающая» в один
заход все главные достопримечательности столицы Франции с Версалем впридачу,
что меня мало прельщало, отпугивая четкой запрограммированностью. Следовательно,
надо было выбирать свой путь знакомства с Парижем. Я вспомнил родной
Ленинград, где учился в школе около Аничкова моста с известными на весь
мир укротителями коней, а в университет ходил мимо Зимнего дворца,
через Дворцовый мост, постоянно видел золотой купол Исаакия, похожий на парижский
Дом инвалидов, и, что самое забавное, не
Вот так бы мне хотелось сблизиться с Парижем, узнать его улицы и жителей,
затеряться среди них, даже поплавать по Сене, как
К острову Сите колыбели Парижа
Конечно, до этой «колыбели Парижа» можно преспокойно добраться на метро, но все же заманчивее проплыть по волнам Сены на маленьком суденышке.
Именно здесь, на острове, местное галльское племя паризиев (от его названия, естественно, и произошло имя французской столицы) заложило первые кварталы будущего Парижа. Правда, не без помощи римлян.
По римской традиции, остров Сите (что означает
Итак, вперед, к острову Сите. Я выбрал вечерний рейс. По колеблющимся
мосткам перебрался на палубу речного трамвайчика, который здесь называют
«бато-муш», то есть «кораблик-муха». Мне рассказали, что еще в конце прошлого
столетия в Лионе опробовали подобный
Вот на одном из таких «
Но вот вдали, посреди реки, показался остров. Точнее встречь
нам плыл не остров, а большой дредноут, обращенный кормою на восток,
а носом на запад. Он резал острым носом волну, возвышаясь
над водой каменными бортами набережных. Я увидел рой палубных надстроек
кровель домов, над которыми, за стенами Дворца правосудия, круглилась
свинцовая крыша древнейшей готической часовни
Говорят, что изображение судна на древнем гербе Парижа появилось именно
Среди многочисленных колоколен, непонятно как умещавшихся на островке,
призрачным великаном высился
Боже, ведь здесь
Это, конечно, самое древнее место в столице. На этой площади собора
В этот момент мне было просто необходимо осознание вечности жизни, потому
что я направлялся в стоявший неподалеку угрюмый замок Консьержери. Если
Возведенный еще во время правления Филиппа Красивого, Консьержери знавал и веселые разгульные дни, когда в обширную королевскую столовую (ныне носящую имя «Зала жандармерии») искусные повара подавали из скрытых за стенами огромного зала кухонь бесчисленную череду блюд для тысячи разодетых вельмож.
Сменились времена, и с XVI века здание стало государственной тюрьмой1. Теперь любое упоминание Консьержери вызывает в памяти времена Французской революции. Дело в том, что в те горячие дни камеры замка были заполнены сотнями граждан, которые проводили здесь свои последние часы, прежде чем подняться на помост с гильотиной.
В сводчатом зале, разгороженном на маленькие комнатки, сегодня можно ощутить себя свидетелем тех событий. Каких? В голове мелькают эпитеты: «исторических», «великих», «трагических», ведь в результате только гильотинированы были тысячи людей на стенах их имена.
А неподалеку поочередно высвечиваются портреты вождей Революции
И вот профиль Неподкупного Робеспьера. Мне кажется, что я слышу его скрипучий адвокатский голос, бросающий слова: «рабы», «тираны», «террор» и, наконец, раздается призыв к «Разуму».
Но кто знал тогда, к чему приведут эти прекрасные, иногда громкие,
иногда ужасные по своей взрывоопасной сути слова? Это теперь мы знаем:
списки казненных на стене, плывущие по Сене трупы. И как вещественный
знак подобных лозунгов нелепое сооружение с тяжелым треугольным
ножом, висящим на простой веревке (до сих пор гильотина
«Самопожирающее» свойство революции (да и других исторических катаклизмов) давно замечено историками: вначале на эшафот события вытолкнули вождей революции, друзей Демулена и Дантона, а затем нож гильотины просвистел и над головой их противника несгибаемого Робеспьера. Кстати, в Консьержери есть и его уголок с памятной доской и бюстом, где он провел последние мгновения перед казнью.
Проходя по нижнему этажу замка, мимо камер заключенных, мы как бы
идем по следам обреченных на смерть людей. Но и здесь нет равенства.
Вот комната с печально известным названием «Рю де Пари» (Парижская улица),
где на брошенной соломенной подстилке сидят трое молодых людей (муляжи,
конечно): длинные волосы, шейные платки, у ног стоят кувшины
камера для простонародья. Рядом заключенный лежит на кровати,
а есть еще
Но их всех уравнивала близкая встреча с палачом, который не знал
снисхождения и к королям. Я спускаюсь по стертым ступеням в подвал,
где
Я иду через двор мрачного
Карусель у статуи республики
Пожалуй, больше всего времени я провел на площади Республики: отдыхал
в скверике с клошарами, французскими бомжами, любуясь на детишек,
катающихся на карусели; наблюдал за прогуливающимися обывателями;
слонялся вечерами, заглядывая в яркие витрины магазинчиков и изучая
написанные от руки меню дешевых кафе; старался не мешать влюбленным
парочкам, хотя они частенько
В своих фантазиях я допускал, что, возможно, попал в тайный дом свиданий, где сдаются номера на час (такой тип гостиниц хорошо описан в романах моего любимого Мопассана), но был уверен, что сейчас подобные заведения, как и проституция, запрещены в столице, хотя на площади Пигаль впрочем, это не моя тема.
Здесь старались сорвать оплату за все малейшие услуги (парижане, надо сказать, если не жадноваты, то весьма экономны), предъявляя каждый день разные счета, в том числе и за короткие городские телефонные переговоры, а за предоставленный отдельный крошечный номер содрали с меня дополнительно аж тысячу франков за неделю. Зато теперь я мог себе позволить беспрепятственно, утром и вечером заваривать чай с помощью кипятильника в привезенном из дома граненом стакане (горничная предложила только одноразовые прозрачные пластиковые стаканчики, наверное, чтобы жильцы не побили посуду).
Стараясь не прислушиваться к голосам за тонкими стенками, я
с наслаждением попивал вечерний, крепкий
Со своей скамейки я мог наблюдать не только за сверкающим кругом карусели, за упитанными дамами и кавалерами, которые преспокойно усаживались на лошадок, купив перед этим напитки в маленьком буфетике, но и следить за всей кипучей жизнью на площади, за снующими пассажирами в метро и обратно через причудливо изогнутые металлические своды (хочется сказать, что они сделаны в стиле рококо), а также созерцать величественный монумент в центре площади.
Здесь я наслушался множество баек, в том числе и о происхождении
площади, которое парижане толковали
Произошло это так. Возникшая
А на площади Республики, где я провожу время, особых исторических событий не происходило, и была она создана после всех революций, правда, своей прямоугольной формой напоминает учебный плац для войсковых частей, призванных подавлять народные волнения.
Я рассматриваю статую Республики дородную женскую фигуру в лавровом венке с оливковой веткой мира в поднятой руке, у ног которой, вокруг пьедестала, расположились, как близкие подруги, женские фигуры с факелами и знаменами в руках, символизирующие Свободу, Равенство и Братство, а внизу бронзовый, совсем позеленевший от старости лев, в окружении барельефов, отображающих события из истории Франции.
А тем временем сегодняшняя история выходит на площадь в буквальном смысле слова: слышится громкий барабанный бой, звучат клаксоны автомобилей, и со стороны бульвара Вольтера появляется колонна демонстрантов, развеваются знамена, из мегафона летят лозунги о свободе, равенстве и социальных правах
Идут и белые, и цветные, а в конце колонны
курды, требующие освободить своих собратьев из турецких тюрем. В общем,
вот такая смешанная демонстрация протеста, движение которой четко направляют
Демонстранты уходят, и площадь начинает жить своей привычной жизнью. Из магазинчика «Тати»1 вываливается целая толпа чернокожих покупательниц. Выходцев из африканских и азиатских стран проживает в центре столицы мало, они селятся в «своих» кварталах.
Так есть целые кварталы, где обитают китайцы, там все отражает
их образ жизни: иероглифы на стенах, ресторанчики китайской кухни и прочее;
соблюдаются национальные праздники и обычаи. В Бельвиле (Belleville)
бывшем рабочем квартале, где в кабачках
Впрочем, эти проблемы не только у нас, но и в Берлине,
и в Лондоне, растет преступность
Он безнадежно махнул рукой и отправился в ближайшее кафе, где пил свой чай, а собака лежала у его ног.
Поздним вечером площадь затихает, закрылись магазинчики, из дешевого
кафе «Квик» выходит компания
И тут на краешек моей скамейки присаживается Пьер. Он не из тех
французов, о которых один давний путешественник написал, что «вы еще не
кончили вопроса, а он сказал свой ответ, поклонился и ушел». Мы с ним познакомились
вчера, когда на повороте с площади юркий автомобиль сбил женщину,
и вокруг сразу же, как на любой московской улице, образовалась
«ахающая» и горячо обсуждающая происшествие толпа. Только человек с жиденькой
эспаньолкой и темными волосами, ниспадавшими волной
Кто это? спросил я человека с эспаньолкой, когда
шустрые ребята в синих комбинезонах выскочили из машины.
«
Так вот, оказывается, как выглядят «саперы-пожарные», о которых я уже был наслышан. Мы не успели сказать и двух слов, как санитары притащили пластиковый мешок, уложили пострадавшую, внесли в машину и укатили, унося за собой вой сирены.
Быстро! Да? произнес Пьер. Они спасли моего дядюшку Альбера, когда тот не захотел жить на пособие и бросился под машину.
Я никак не мог определить, был ли Пьер настоящим клошаром или просто
бродяжничал, но что он при своей беспокойной жизни не оставил
гурманских замашек это точно. Как и вчера, раскладывая аккуратно
на скамейке (конечно, подложив сначала целлофановый пакет и бумажные
салфетки) ломтики колбасы и сыра, он просвещал меня, что и как подают
в парижских ресторанах. Вы знаете, что в самом дорогом
из них, в «Серебряной башне» около
Я достал из сумки фляжку с «Московской» и наполнил пластмассовые стаканчики, прихваченные мною из отеля.
Будем здоровы! поднял я свой «бокал».
Санте! ответил Пьер.
Мы выпили, с удовольствием закусили и тут обнаружили, что в скверике
расположилась еще одна компания. Двое мужчин угощали женщину. Пили они совсем
не
И мы пошли гулять по Парижу в сторону расцвеченных Елисейских
полей, а следом неслась тихая мелодия шарманки и
Гениальная причуда инженера Эйфеля
Когда я созерцал ажурную башню, стоя у ее подножия, мне и в голову
не приходило
Конечно, башня, названная по имени своего создателя Эйфеля, несомненное чудо инженерной мысли, достойное украшение Всемирной выставки 1889 года. Однако вокруг этого самого высокого по тем временам сооружения в мире (320 метров) разразился, как известно, настоящий скандал. Не могу удержаться, чтобы не процитировать один документ.
«Мы протестуем против этой колонны, обитой листовым железом на болтах, против этой нелепой и вызывающей головокружение фабричной трубы, устанавливаемой во славу вандализма промышленных предприятий. Сооружение в самом центре Парижа этой бесполезной и чудовищной башни Эйфеля есть не что иное, как профанация "
Этот протест подписали композитор Шарль Гуно, писатели Александр Дюма, Ги де Мопассан и многие другие выдающиеся люди. Среди них Шарль Гарнье.
Возможно, если бы я
Не сбылось предсказание поэта Верлена, что «эта скелетообразная каланча долго не простоит», хотя Эйфелева башня сооружалась как временная, и ее не раз собирались сносить. А теперь этот символ Парижа размножен в миллионах значков и открыток, и на ее лифтах ежегодно поднимается более пяти миллионов туристов
Я стою у подножия башни и наблюдаю, как шныряют вокруг продавцы сувениров, как толпы иностранцев жаждут сняться на ее фоне сие простительно обычным смертным, если и великие, цари, шахи, императоры и президенты, поднимались на башню и фотографировались там.
Башня превратилась в
Конечно, моему сердцу более близок Париж старины, запечатленный в романах
знаменитых писателей, от Дюма и Бальзака до Хемингуэя, и на полотнах
французских импрессионистов; поэтому я очень понимаю Виктора Гюго, певца средневекового
Парижа, который бесподобно воспел его облик в своей «поэме в прозе»
«Париж с птичьего полета»1, предостерегая современников, что при таком
быстром разрушении памятников «наши потомки будут обитать в Париже гипсовом».
Что делать, теперь буквально каждое десятилетие в Париже возникают строения,
которые, несомненно, нарушают прежний архитектурный ансамбль города.
Отправляйтесь в новый район, предназначенный для деловой жизни,
Дефанс, этот маленький
Если вы пройдете к большой арке Дефанс, прямоугольник которой сверкает
стеклом и каррарским мрамором (под нею запросто уместился бы
Рядом с этой «городской машиной», у забавного фонтана
«Тингелли»
Взгляд из квартиры Гюго на площадь Вогезов
Еще до поездки в Париж я твердо решил побывать в квартире Виктора
Гюго, чьими романами зачитывался с детства. Нетерпение мое попасть в его
Многие парижане считают площадь Вогезов, сохраняющей уже который век свой первоначальный облик, самой красивой в столице. После шума и суеты парижских улиц здесь тебя охватывает тишина и покой, из садика, занимающего всю центральную часть площади, доносится чириканье птиц, за металлической оградой шумит зеленая листва, а жаркий воздух освежают струи фонтанов.
Иду под аркадами (нижние этажи всех тридцати восьми домов на площади беспрерывная аркада) в правый дальний угол и вижу дом 6 и табличка: «Музей Виктора Гюго». Не решаюсь вначале войти туда, куда каждый день двенадцать лет входил сам Гюго. Наконец толкаю тяжелую деревянную дверь и сразу сталкиваюсь лицом к лицу с писателем против входа установлен его бронзовый бюст.
На втором этаже квартиры более всего привлекают внимание многочисленные
иллюстрации к произведениям Гюго, в основном к «Собору Парижской Богоматери»
и «Отверженным». Мир писателя точно передан в рисунке «Видения поэта»,
где сам Гюго запечатлен рядом с химерами
«1789. Вот уже скоро столетие, как эта цифра беспокоит мысль человечества. В ней все явления современности».
Гюго, конечно, не случайно поселился на площади Вогезов. Каждый день, слегка отодвинув тяжелую портьеру, он мог из окна квартиры любоваться своим Парижем.
Он, конечно, знал, что на месте площади
В рабочем кабинете Гюго хранятся орденская колодка (четыре крошечных ордена, вероятно, для сюртука) дань славе писателя, пистолет и ружье. Еще я заметил забавную бутылку, на этикетке которой было написано: «Чернила В.Гюго». Наверное, смышленые торговцы стали выпускать такие чернила для рекламы своего товара.
На рабочем столе часы писателя. Их стрелки показывают 7 часов 15 минут. В этот момент закончилось время, отведенное гениальному сыну Франции для жизни, великому писателю для творчества.
Я выхожу на площадь Вогезов, которая, как и квартал Марэ, считается сейчас одним из самых дорогих и престижных районов. Прежние резиденции аристократов и дворцы отреставрированы, и в них вселяются очень состоятельные люди и нувориши.
Когда прогуливаешься под аркадами, то глаз невольно привлекают модные салоны с картинами и скульптурами, антикварные лавки, художественные галереи. Здесь любят устраивать выставки, и прямо на площади играют музыканты, собирая франки слушателей в скрипичные футляры. А вот к ресторану «Амброзия» подкатил свадебный кортеж: из черного «ситроена» выпорхнула белоснежная невеста в шуршащих юбках, и жених в смокинге, ловко подставив ей руку, повел к услужливо открытой двери.
«Вокруг света»